Алиса Гайдан : литературный продюсер

Литературное агентство «Муза пера»
Пусть твоя идея станет легендой!

Литературный продюсер: кто это и зачем он нужен автору? | Полный гид от «Муза пера»

Кто такой литературный продюсер

Литературный продюсер: дирижёр вашего творческого успеха

Если литературный агент — это «переговорщик», то продюсер — «режиссёр», который создаёт из сырого таланта готовый продукт. Это стратег, редактор и маркетолог в одном лице.

Алиса Гайдан, литературный продюсер с 12-летним опытом:
«Мы не просто ‘пристраиваем’ рукописи — мы создаём писательские карьеры. Из 50 авторов, с которыми я работала, 37 получили контракты с топовыми издательствами.»

4 ключевые роли продюсера

1. Стратег-аналитик

  • Оценивает рукопись глазами:

    • Издателя (коммерческий потенциал)

    • Критика (литературная ценность)

    • Читателя (эмоциональное воздействие)

  • Разрабатывает индивидуальный «дорожный карт»

2. Редакторский «спецназ»

Привлекает редких специалистов:

  • Сюжетники (исправляют «дыры» в нарративе)

  • Стилисты (создают узнаваемый язык)

  • Научные консультанты (для нон-фикшн)

Пример: для исторического романа мы привлекли профессора МГУ — книга вошла в шорт-лист «Ясной Поляны».

3. Медиа-инженер

Создаёт «социальные доказательства»:

  • 3-5 упоминаний в месяц в СМИ

  • Публикации в авторитетных журналах

  • Участие в 2-3 профильных мероприятиях ежеквартально

4. Переговорщик

Готовит автора к встрече с издателем:

  • Тренирует самопрезентацию

  • Составляет «досье» с медиапоказателями

  • Разрабатывает стратегию обсуждения гонорара

Почему 90% авторов терпят неудачу без продюсера?

Типичные ошибки:

  1. Самостоятельные попытки («Разослал в 10 издательств — никто не ответил»)

  2. Неправильный фокус (Вкладываются в рекламу вместо создания медиа-присутствия)

  3. Преждевременные переговоры (Выходят к издателям с «сырым» текстом)

3 реальных кейса

Кейс 1. Дарья Т. (дебютный роман)

  • Проблема: Отказы от 5 издательств

  • Решение:

    • Переработка сюжета со сценаристом «Кинопоиска»

    • Публикация в «Новом мире»

  • Результат: Контракт с «АСТ» через 4 месяца

Кейс 2. Михаил С. (научпоп)

  • Проблема: Нулевая узнаваемость

  • Решение:

    • Колонка в «Нож» + TEDx выступление

  • Результат: 3 издательства сами вышли на автора

Кейс 3. Анна Л. (поэзия)

  • Проблема: «Поэзию не продать»

  • Решение:

    • Создание «литературного перфоманса»

    • Партнёрство с арт-галереями

  • Результат: Премия «Лицей» + контракт на иллюстрированный сборник

Литературный продюсер Алиса Гайдан. Литературное агентство “Муза пера”