Алиса Гайдан : литературный продюсер

Литературное агентство «Муза пера»
Пусть твоя идея станет легендой!

Пушкин в кино: от немых плёнок до мюзиклов

Пушкин в кино: забытые и известные экранизации великих произведений

— Марцуз, смотри! — я ткнула лапой в экран. — Это же Файнс читает «Письмо Татьяны» по-английски!
Мой колли лишь вздохнул и уткнулся мордой в «Капитанскую дочку». Но я-то знаю — даже он тайком смотрел «Пророка».

1. Немой Пушкин: как бояре затанцевали чечётку

Первый фильм по Пушкину сняли в 1907 году , раньше, чем родилось российское кино! «Сцены из боярской жизни» (фрагмент «Бориса Годунова») показывали в питерском «Эдеме» под живой аккомпанемент тапёра.

Что потеряно во времени:

  • «Русалка» (1910)  русалки в париках из пакли.

  • «Мазепа» (1909)  20 минут экспрессивного закатывания глаз.

  • «Пиковая дама» (1910)  Германн, падающий в обморок в 12 кадрах подряд.

«Без звука Пушкин был ещё загадочнее», — шепчет Алиса, поправляя диадему из скрепок.

2. Иностранцы vs «русский дух»

Миф о «непереводимости» Пушкина разбивается о:

  • «Онегин» (1999) — Рэйф Файнс в роли скучающего денди (и да, он реально катается на коньках под «Я помню чудное мгновенье»).

  • Французский «Дубровский» (1943) — где Владимир становится… борцом Сопротивления.

  • Мексиканская «Русалка» (1954) — с водными балетами и канканными русалками.

— Нет, ну а как же «Борис Годунов» с Жераром Депардье? — спросите вы.
— Лучше не надо, — морщится Алиса, пряча DVD под диван.

3. Советская классика: от Швейцера до Михалкова

  • «Маленькие трагедии» (1979) — где Высоцкий поёт «Я здесь, Инезилья» с таким надрывом, что стекла дрожат.

  • «Сказ про арапа» (1976) — Высоцкий же, но уже в роли Ганнибала (гримёры рыдали, но старались).

  • «Станционный смотритель» (1972) — молодой Михалков так харизматичен, что даже лошадь ему поверила.

— А «Руслан и Людмила» Птушко? — вспоминает Марцуз.
— Только если без Наины, — вздрагиваю я.

4. Новый век: от Крыжовника до рэп-Пушкина

  • «Сказки для взрослых» (2021) — Жора Крыжовников делает из «Золотого петушка» триллер про токсичные отношения.

  • «Дубровский» (2014) — Козловский в роли юриста-идеалиста (спойлер: всё равно проиграет).

  • «Пророк» (2025) — мюзикл, где Пушкин (Юра Борисов) читает рэп Бенкендорфу (и выигрывает).

«Это не кощунство, — настаивает Алиса. — Это чтобы ваши дети наконец полюбили «Я помню чудное мгновенье» без угрозы двойки».

5. Главный секрет

Лучшая экранизация Пушкина — та, после которой хочется:

  1. Перечитать оригинал.

  2. Обсудить с тем, кто тоже плакал на «Станционном смотрителе».

  3. Накричать «Bravo!» в пустую комнату.

P.S. А ваш любимый кино-Пушкин — строгий Швейцер, романтичный Файнс или бунтарь Борисов? Держу пари, Марцуз голосует за «Сказку о рыбаке» — там есть пёс. 🐕

Личный блог Алисы — литературного продюсера всея «Музы пера»

Рецензия продюсера: «Морана и Тень. Видящий» — завершение эпопеи о Марах и Мороках от Лии Арден
Рецензии и обзоры

Рецензия: «Морана и Тень. Видящий» завершение эпопеи о Марах и Мороках от Лии Арден

В августе 2025 года выйдет «Морана и Тень. Видящий» — вторая и заключительная часть дилогии Лии Арден, продолжившая историю, начатую в романе «Морана и Тень. Плетущая». Эта книга — не просто финал истории о Марах и Мороках, но и важный шаг в творческой эволюции автора, которая уже давно зарекомендовала себя как мастер любовных линий, неожиданных поворотов и мрачного, напряженного мира, где даже боги не застрахованы от гибели. 📚 О чем будет «Видящий»? Главной героиней остаётся Агата , чьё предназначение оказывается

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ »
Рецензия: "Клуб для бунтарок, или Как Париж стал холстом для женской свободы"
Рецензии и обзоры

Рецензия: «Клуб для бунтарок, или Как Париж стал холстом для женской свободы»

1. Вместо вступления: Почему эту книгу нужно читать вверх ногами Вы когда-нибудь замечали, что истории о «великих художниках» всегда начинаются с их смерти? Дасал поступает ровно наоборот: её «Клуб» — это дверь в параллельную вселенную, где американки 1890-х не просто выживали в Париже, а переписывали правила искусства. Но вот загвоздка: автор словно нарочно прячет главные козыри в сносках. Возьмите Мету Во Уоррик Фуллер — первую чернокожую скульпторшу, которую клуб не пустил на порог из-за цвета кожи. Её история занимает три абзаца, хотя её работы

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ »